Главная Общество ИСТОРИЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТ НЕУЧЕЙ
02.09.2014
Просмотров: 884, комментариев: 0

ИСТОРИЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТ НЕУЧЕЙ

Наша справка: Митрополит Вениамин (1880-1961) – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, духовный писатель, человек, горячо любивший своё Отечество. Во время гражданской войны и иностранной интервенции занимал должность главы военного духовенства в белой армии барона Врангеля. Более четверти века провёл в эмиграции. После Великой Отечественной войны вернулся из США в Советский Союз. Свидетель и участник многих исторических событий. В свое книге воспоминаний, изданной по благословению Патриарха Алексия II, митрополит Вениамин описывает и раскол общества и церкви на Украине в смутное время 1917-1919 гг.

О самостийности

«Ещё при Керенском все наши окраины стали стремиться к обособлению. Явилось это движение «к самостийности» и на многомиллионной Украине…, образовалась Центральная Рада, которая выбрала директорию из трёх человек: известного галицийского профессора шовиниста Грушевского, способного украинского писателя Винниченко и какого-то Макаренко. Вокруг них собрались разные другие политические деятели всяких масштабов, но особенно много поналетело галичан, давно распропагандированных в Австрии против «москалей». Нашлись и русские помощники…».

О расколе церкви

«И в параллель политической Раде сорганизовалась из всех этих элементов «инициативно-церковная рада». Я её видел своими очами и потому могу сказать, кто и что такое она была!... Сошлись они от разных организаций, разными путями, иногда самотёком, иногда от ничего не значащей группы. Около трёх частей было священников. Среди них выдающееся место по своему фанатизму… занимал прот. Василий Липковский («Василь Липкивский»)… Был какой-то истерик, отчаянный шовинист, крикун из Галиции. Было довольно военных от «сечевых кошей» Между ними горячился особенно какой-то красивый блондин солдат. Про него говорили, что он выбран в церковную раду «от акушерок»… Необычная смесь всего… Да у них и цель-то была не церковная, а исключительно политическо-национальная, притом шовинистическая, крайняя. «Прочь от Москвы!»… И как можно дальше! Для них не существовало истории, не было кровного братства. Не говорю уже о вере, о Церкви. Была только шумная, бешеная вражда против великороссов, «москалив»…».

Кому служили «самостийники»? «…гетман Скоропадский…был подставной фигурой, за которой стояли настоящие хозяева – немцы. В особо дружных с ним отношениях был новый киевский митрополит Антоний… Так же хорошо знаю, что митрополит Антоний поддерживал приятельские отношения с главным немецким генералом, который являлся фактическим повелителем Украины… Несколько лет спустя мне пришлось читать документы, которые совершенно наглядно показали, что за спиной «щирых» и «Директории» стояли австрийцы и немцы, выговаривавшие себе фактическое управление лишь под прикрытием «свободной Украины»… И все эти грушевские и иные пошли на соглашение с врагами славянства, как идут ещё и сейчас многие галичане и украинцы в Америке, давно и неисцельно возненавидевшие Москву и «москалей».

Чужая власть – ещё та напасть!

«…начальство было лишь ширмой, за которой стояли… войска и пушки немцев. Стоило только заворошиться где нибудь в сёлах действительным землеробам-селякам, как это село сметалось с лица земли. Но интеллигентским фантазёрам льстило то, что Украина стала самостоятельной державой; везде практикуется «украинская мова» галицийского стиля; свои «синежупанники» - войска; везде украинские вывески; своя украинская монета – «карбованьци» и даже богослужение можно совершать не на старославянском наречии, а на ходячем украинском языке. Там сзади где-то стоят немцы, но их не видно на лицевой стороне… И массе казалось, будто она и в самом деле стала самостоятельна и независима от «москалей»…».

Спасли большевики «…Директория убежала из Киева на Казатин, поближе к австрийско-немецким друзьям своим… Наши «щирые» сразу исчезли, как крысы с тонущего корабля…. И вдруг вижу: по улицам идут, хотя и не очень стройно, но смело и весело, большевики. И страшно и отрадно!.. После неистовства «щирых» они нам оказались избавителями. Недаром даже враг их, митрополит Антоний, за чаем среди архиериев и архимандритов при мне обмолвился крылатой фразой: «Совсем была бы беда, да вот, слава Богу, большевички выручили!». Так и сказал «большевички», а не большевики».

О мудрости народной

«…сказалась здоровая мудрость народа: не увлекаться фантазиями о «самостийщине», потому что это несправедливо и непрочно, неумно. Чтобы ни случилось, нужно жить всем вместе… А советская власть, оказывается, предоставляет всем республикам широкую автономию: собственный язык и развитие своей национальной культуры, и своё местное управление, и университеты, и Академии наук, и прочее. «Всё это не так уж плохо», - думает молчаливую думку украинец…».

Так было! Так будет!

«…можно было уже заранее предвидеть, что и в политико-социальном отношении Украина в конце-концов пойдёт вместе с более сильным великороссом, что не будет никакой «самостийной» державы, что в критический исторический час украинцы, как братья, пойдут вместе с другими защищать общую Родину-Мать; тогда можно было уже предсказать, что будущий Гитлер встретит на Украине не хлеб-соль, а вилы и ружья партизан и пушки украинских войск! Так и сбылось…».

Митрополит Вениамин (Федченков) «На рубеже двух эпох», М., 1994.

Комментарии

Реклама

баннер 1

каталог организаций