Главная Кроме того СТОЛИЦА - ХОРОШО! НО НУЖНА АВИАЦИЯ!
23.12.2013
Просмотров: 440, комментариев: 0

СТОЛИЦА - ХОРОШО! НО НУЖНА АВИАЦИЯ!

Катастрофа пассажирского «Боинга» в аэропорту Казани, гибель 50 наших соотечественников побудила ещё раз задуматься о состоянии российской авиации, положении дел в авиастроении, подготовки кадров пилотов, диспетчеров, техников. Ещё недавно СССР, по данным международной организации ИКАО, был самой безопасной для пассажиров авиационной державой мира. Свою весомую лепту в это вносил и Ульяновск, люди, живущие на родине В.И.Ленина. Многие из них и сегодня не равнодушны к происходящему, мечтающие о возрождении былого величия отечественной авиации. Таковым является и автор публикуемого материала.  

 «По количеству авиационных объектов, в том нет сомнений, Ульяновску нет равных. Но попробуем посмотреть на их состояние поближе.

Высшее авиационное училище - УВАУГА. Старейшее учебное авиационное заведение, создававшееся как школа высшей летной подготовки(ШВЛП), было преобразовано в Центр ГА по переучиванию пилотов стран СЭВ. Имелась мощнейшая база для этого: прекрасный аэродром, современные самолеты, учебные корпуса, гостиница, высококвалифицированный летно-инструкторский, инженерно-технический и преподавательский состав.

Ныне, при возрастающей нехватке пилотов в стране (планируют приглашать «гасторбайтеров»), УВАУГА - государственное учебное заведение - финансируется крайне скудно. Не хватает учебных самолетов, пилотов-инструкторов, инженеров, техников. Преподаватели, инженеры, техники получают скудную заработную плату. Многие курсанты, окончившие 4-тый курс, начали только этап первоначальных полетов в августе (до окончания учебного заведения остается 8 месяцев). «Выпускные» полеты производятся тоже на маленьком, хоть и двухмоторном, «Даймонте» Да-42. В авиакомпаниях же выпускников сажают, практически сразу, на большие пассажирские самолеты «Боинги», «Эрбасы». Коммерческие полеты Ту-154Б (М), дававшие УВАУГА финансовую поддержку, прекратились.

Авиационно-учебный центр (АУЦ) сильно недозагружен. Этому способствует абсолютная неупорядоченность в этой сфере. Происходит нерациональное дублирование, созданы АУЦы в Заволжье, на «Авиастаре», в «Волга-Днепр». Тренажерное оборудование, современное, дорогое (имеются тренажеры Ил-76, Ту-204, А-320…) также сильно недозагружено.

«Авиастар – СП». Пока не видно предпосылок для успешного, массового производства модификации старого Ил-76, транспортного Ил-76МД-90А (Ил-476). Министрство обороны не желает щедро авансировать  производство очевидно из-за неуверенности, что эти авансы не «попилят», предлагает строить на «свои» деньги (банковские кредиты). Никому сегодня не надо объяснять, что значит залезть в долги к нынешним банкирам.

Основной поставщик металла (алюминиевых изделий-полуфабрикатов), Самарский металлургический комбинат «Металлург», «проинвестированный по полной» Западом, не желая, естественно, поддерживать конкурентов, задрал цены на свою продукцию, работая, притом, только на четверть своих мощностей.

Очень серьезно встает и проблема с кадрами. Нынешний уровень зарплат не позволяет закрепить молодежь на заводе, а в перспективы она не очень верит, т.к. слишком долго бравурные обещания и проекты не подкрепляются делом. Это неверие подкрепляется известным, хоть и скрываемым различием уровня зарплат между высшим руководством и остальными сотрудниками предприятия.

Утечке молодых кадров, конечно, способствует возникновение, распропагандированных как достижение «Единой России» мелких предприятий «совместного производства» с заметно высшим уровнем зарплаты. Это и пивзавод, расположенный в 1, 5 км. от «Авиастара». Пива у нас и так – море (можно уже купаться в нём). К тому же, остро стоит вопрос пивного алкоголизма. Еще появилось предприятие по изготовлению корма для животных. Затем создано предприятие (250 рабочих мест) по производству автомобильных компонентов (привязные ремни, подушки безопасности…). Это, конечно, неплохо, но почему эти предприятия не построить где-то в районных центрах, где молодёжь от безделья спивается?

Имеющаяся у нас структура «Авиакластер» недавно выступила с инициативой авиационной профориентации. Представлена эта инициатива очень обще, без конкретной проработки, но уже преподносится как достижение. В частности, там есть предложения дошкольной профориентации. Так можно дойти и до абсурда, начинать профориентацию с грудного возраста или, даже, внутриутробно (говорят, что ребенок там уже что-то слышит). Да никто бы этому и не возражал, но ведь на этом кто-то опять нехило «попилит». Вернуть отобранный у молодёжи авиационный спортивно-технический клуб на проспекте Авиастроителей, возродить имевшееся ранее множество авиационных кружков и секций, что-то не решаются. А расположенный в этом здании институт дистанционного образования, технология обучения чему-то «учит» на расстоянии и выдаёт дипломы. Помещения в нём сданы в аренду: магазину распродажи одежды из Европы «Секонд хенд», «Орифлейм», парикмахерской, ателье ремонта и пошива одежды...

А в советские времена при заводе существовал полноценный аэроклуб. Молодёжь прыгала с парашютом, летала на дельтапланах, планёрах, учебно-тренировочных самолётах.

Еще одна, совсем не мелкая проблема с системой контроля качества. В связи с падением объема работ из-за прекращения производства Ту-204, была значительно сокращена структура военной приёмки (понижен её статус) на «Авиастар-СП». И только теперь, с появлением заказа на военно-транспортный Ил-476, вынуждены были её восстановить. Службы заводской системы качества в подразделениях также не на высоте, раздавлены, ослаблены. Практика последнего времени показала, что экономия на техническом контроле в наукоёмких производствах имеет печальные последствия (ракета «Протон», авиакомпания «РедВинтс»…).

«Таможенная война» и др. – тормоз нашей авиации. Не сдвигаются с «мертвой точки» попытки возобновления производства лучшего, в своём классе, тяжёлого транспортного самолёта АН-124 «Руслан». Не исполняется решение о выпуске Ан-70, также лучшего транспортника в своём классе. Тормозится увеличение выпуска удачного ближнемагистрального пассажирского самолёта украинской разработки, Ан – 148 (Ан-158). От конфликта, похожего на грубый шантаж со стороны руководства России, страдает и значительная часть авиации, включая военную (известно, что значительная доля авиационных двигателей производится и ремонтируется на Украине).

На встрече ген. директора «Авиастара» С.Г. Дементьева с ветеранами было сказано о готовящемся решении возобновить на нашем заводе производство самолета Ту-204 (его последней модификации, Ту-204 СМ). Имеются заказы, в частности от московской авиакомпании «Ред Винтс». Они просят три самолёта к следующему маю, что, по словам Деменьтева, кажется ему смешным. Это при том, что один уже стоит в цехе окончательной сборки, с пристыкованными крыльями и оперением, а на два других в агрегатно-сборочном производстве имеются фюзеляжи, комплекты крыльев, оперения, пилонов. Ветеранам, в свою очередь, стало смешно, когда они вспомнили, что в былые «застойные» времена они производили в Ташкенте 5 самолётов Ил-76 в месяц, столько же производили Ту-154 в Самаре. Теперь иные времена. За весь 2012 г. авиазаводы России сдали заказчикам всего 19 гражданских самолётов (из 36 запланированных).

Самоорганизованная, малая (частная) авиация (дельталёты, мотопланёры, самодельные самолёты), приносящая немалую пользу области, её сельскому хозяйству, не получает практически никакой помощи от администрации, только препоны от транспортной прокуратуры (последнее время меньше – и на том, спасибо!). Группа активистов неоднократно обращалась к администрации области с инициативной организовать авиа-спортклуб. Значительную часть проблем в этом вопросе они готовы взять на себя. Просили выделить участок земли 3-5 га, недалеко от Нового города, для оборудования грунтовой взлётно-посадочной полосы и установки некоторых технических помещений (ангара, вагончиков…).

Бывший сокурсник Ю.А. Гагарина по аэроклубу Лев  Мельников, более двух лет «обивал пороги» губернатора и его заместителей. Бесполезно! Оказывается, там земля уже «проинвестирована» (продана) в частное пользование под строительство коттеджей. Дома там так и не появились, а судебные разборки, связанные со спекуляцией этой землёй, имеют место.

Аэропорт «Ульяновск-Восточный». «Трансаэро» - сбежало. «Авианова» - обанкротилась. Авиакомпания «Полет» дышит на ладан! Ил-96-400 возвращены на переделку в пассажирский вариант в Воронеже, далее экспорт на Кубу. Осталось «1,5»  «Руслана», имелись задержка выплаты зарплаты и сокращение кадров…

«Волга-Днепр» тоже уже не процветает. Их авиакомпания «АВС» набрала дорогих «Боингов», а перевозки грузов из Китая в Европу, на чём и специализировалась. Но грянул кризис. Живут теперь только за счёт уже значительно изношенных «Русланов» и ремоторизированных Ил-76 (Ил-76 МД-90ВД). К тому же они тоже в определенной мере сбежали из Ульяновска. Часть технического обслуживания перенесена на арабский полуостров (г. Шарджа), другая часть выполняется в Германии (г. Лейпциг), где недавно они построили большой производственный корпус, соответственно – сокращение «Волга-Днепр Техникс».

Недавно в Интернете появилось сообщение, что ЦТО «РАТ «Авиасервис» (дочерняя организация «Авиастар-СП») собирается организовать завод по капитальному ремонту АН-2. Это при том, что заказчики наших самолетов постоянно жалуются на плохое ППО (послепродажное обеспечение). Очень смешно. После «Русланов», Ту-204, Ил-76 - получите «дедушку» Ан-2!

Теперь о «прожужжавшей все уши» свободной экономической зоне аэропорта «Ульяновск-Восточный»: Наконец-то решилась начать со строительства забора. Затем собираются строить небольшой канадский самолёт 1964 года разработки (модернизация в 2010 г.). Из выпущенных 850 самолетов такого типа на начало        2011 г. разбилось – 252! И опять при том, что имеется целый ряд подобных самолетов отечественной разработки («Гжель» - ОКБ «Мясищева» Н.Новгород, «Грач» - МАН, «Рысачёк» ЦСКБ «Прогресс» Самара…). Имеется и неплохой региональный конвертируемый грузопассажирский АН-38-200. Да, он украинский, что же поделаешь, если авиастроение наши братья сохранили лучше! Но двигатели этого самолёта отечественного производства (Омского завода). Машина способна работать при температурах от – 50 до + 45 Со  и была бы очень востребована на наших «северах».

Есть и другие признаки нашей авиационности. Когда-то, когда нас провозгласили «авиационной столицей», увидел в Ленинском районе памятник Валерию Чкалову. Стало очень стыдно! Памятник был полуразрушен. Догадались подштукатурить.

Этой зимой, после долгого перерыва посетил музей гражданской авиации в районе аэропорта «Ульяновск-Центральный». Хорошо, что он когда-то был создан, можно бы гордиться, но его состояние оставляет желать лучшего. Видно, что немногочисленный персонал старается сохранить его, но без материальной помощи администрации много ли получится?

Ещё один памятник авиации, самолёт Ил-62 в Новом городе, около Учебного центра. В «лихие» 90-е тогдашние ухари-хозяева «отсобачили» от него «Т»-образное оперение – сдали на цветмет. Хотели и остальное отправить туда же, но по инициативе коммунистов и других возмущенных граждан, это сделать не позволили. Теперь его, якобы, восстановили – установили вертикальное оперение непонятно от какого типа. Горизонтального же оперения с рулём высоты нет, а без руля высоты самолёт не взлетит! Это как олицетворение нашей «готовой к взлёту» «авиационной столицы…».

И поэтому рановато еще трубить в фанфары!

В.Н. МАРТЫНОВ, авиастроитель

             

Комментарии

Реклама

баннер 1

каталог организаций