Главная Экономика КУДА ПРИШЛИ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
04.12.2013
Просмотров: 572, комментариев: 0

КУДА ПРИШЛИ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

«Россия переживает сложные времена: ее экономический рост практически остановился. На многочисленных форумах предлагаются в основном одни и те же рецепты изменения ситуации: улучшение инвестиционного климата, поддержка инноваций, уменьшение роли государства в экономике, интеграция на постсоветском пространстве, развитие инфраструктурных проектов и так далее... При этом совершенно отсутствует глубокий анализ роли фундаментальных факторов, приведших экономику России в состояние ступора.

Ныне в стране сложился классический сырьевой (неоколониальный) тип экономики, основными чертами которого являются: растущий экспорт сырьевых товаров - нефти, газа, железорудного сырья, угля, леса, зерна, рыбы; потеря конкурентоспособности; доминирование на рынке импортных товаров и услуг; нарушение баланса интересов и рост противоречий между национальными товаропроизводителями и потребителями... Вступление в ВТО юридически закрепляет сырьевой экономический статус-кво России в глобальной экономике. Малейшие изменения, в каком бы регионе мира они ни происходили, всегда будут отражаться не только на экономической, но и на социальной и внутриполитической ситуации в России.

Необходимо разобраться в истинных причинах потери конкурентоспособности отечественной экономики и точнее установить диагноз нынешнего экономического состояния страны.

...После дефолта 1998 г. ежегодный реальный рост ВВП вплоть до 2009 г. достигал 6-8%. Многие экономисты связывают это с повышением мировых цен на углеводородное топливо. Это верно  лишь отчасти. Главным же условием подъема экономики в этот период явилась обвальная девальвация рубля... Именно она привела к резкому росту цен на импортные товары и сделала нашу экономику конкурентоспособной, особенно на внутреннем рынке. Это стало фактором развития прежде всего несырьевого сектора за счет импортозамещения товаров широкого потребления, в первую очередь продовольственных. Но, к большому сожалению, это преимущество в течение 10 лет Россия растеряла полностью, и лишь высокая экспортная цена нефти и газа поддерживает экономическую стабильность в стране.

Механизм потери конкурентоспособности экономики России за последние 10-13 лет банально прост, а с экономической точки зрения - парадоксален. Парадоксальность заключается в том, что внутренняя инфляция в данный период неуклонно укрепляла валютный курс рубля, то есть привела к его удорожанию по отношению к доллару в 4 раза. Поскольку средняя ежегодная инфляция за последние 13 лет составила примерно 12%, легко посчитать, что суммарно за указанный срок она достигла 400%. Но поскольку официальный курс доллара США и в 2000-м, и в 2013 гг. оставался неизменным, равным примерно 30 руб., это привело к росту затрат на производство одного и того же товара (при неизменной технологии) в 4 раза, причем не только в рублях, но и в долларах. Это означает только одно - конкурентоспособность российской экономики за 13 лет снизилась по отношению к мировой в 4 раза... Итог очевиден: российская экономика за данный исторический период прошла путь от устойчивой конкурентоспособности к полной ее потере.... Российская экономика находится в макроэкономическом тупике, относительная стабильность зиждется на зыбком фундаменте конъюнктуры мировых цен на товары российского экспорта - нефть и газ. К сказанному еще несколько суждений.

Во-первых, российская экономика за счет инфляции при неизменном валютном курсе «потяжелела» не только в рублях, но и в долларах. Доллароемкость ее за эти годы увеличилась минимум в 8 раз, в том числе за счет инфляции в 4 раза, за счет реального роста экономики - в 2 раза. Фактически она стала наряду с углеводородами (цены на которые поднялись в 8-10 раз) резервуаром для связывания долларов США, эмиссия которых превышает в последнее время 1 трлн ежегодно. Данное обстоятельство явилось мощным фактором сохранения стабильности мировой финансовой системы, за что Россия заплатила потерей конкурентоспособности национальной экономики.

Во-вторых, если бы в течение 12 последних лет реальная стоимость рубля по отношению к доллару (валютный курс) была такой же, как и в 2000 г., то только за счет экспорта наша страна получила бы дополнительно порядка 200 трлн руб., это почти три годовых ВВП или 10 консолидированных российских бюджетов. Иными словами, вследствие удорожания рубля 3 года из 12 лет наша страна работала на чужую экономику.

В-третьих, главным инвестором любой экономики является, как известно, рядовой покупатель. Однако три четверти розничного оборота в России из-за ревальвации рубля в настоящее время формируются за счет импортных товаров, а это более 10 трлн руб. (или свыше 300 млрд долл. США), ежегодно уходящих  на поддержку зарубежных товаропроизводителей. Плюс утечка капитала - около 100 млрд. долл. в год. Это еще одна цена, которую мы платим за избыточное удорожание рубля.

В-четвертых, не способствует улучшению экономической ситуации в России и образование Таможенного Союза с Беларусью и Казахстаном... Следовало бы помнить, что любой экономический союз может быть взаимовыгодным только при единой валюте, при одном центре денежной эмиссии, а также единых мерах поддержки и защиты интегрированной экономики.

В-пятых, все эти годы российские банки кредитовали нашу экономику под 12-18% годовых, объясняя высокую процентную ставку уровнем инфляции. Аналогичную позицию занял и ЦБ РФ в отношении ставки рефинансирования. Но при этом недоговаривалось главное: в условиях неизменного валютного курса рубля процентная ставка в рублях остается тождественной процентной ставке в долларах США.

Следовательно, в течение 13 лет российские банки выдавали кредит юридическим и физическим лицам под 12-18% в пересчете на валюту, что в 3-5 раз выше, чем банки на Западе. А ставка рефинансирования ЦБ фактически в десятки раз превышает стоимость денег аналогичных мировых финансовых регуляторов. Непонятно только, зачем в этой ситуации ЦБ РФ размещает золотовалютные резервы страны за рубежом под 1-2% годовых? Ведь за эти годы, кредитуя нашу финансовую систему под 8-10% годовых в рублях при неизменном валютном курсе рубля, можно было заработать не менее 1 трлн долл. США.

В итоге доходность банковской системы страны за последние годы возросла как в рублях, так и в валюте почти в 10 раз, а вот расплатиться за это пришлось ростом производственных затрат, повышением цен на товары и услуги, а главное - потерей конкурентоспособности. Таким образом, замораживание валютного курса рубля стало мощным финансовым насосом не только по утечке капитала за рубеж, но и по перекачиванию капитала из реального сектора в финансовый.

В-шестых, уместно в этой связи обратиться к опыту других стран, где наблюдается более гибкая макроэкономическая политика, например Китая...  Можно называть множество причин «китайского чуда», но фундаментальной стала девальвация юаня в конце второй половины прошлого столетия...

В свое время аналогичную ситуацию демонстрировала Япония, которая в условиях выгодного валютного курса йены добилась «японского чуда». Лишь после долгого «выламывания рук» американцы вынудили Японию подписать в 1985 г. «Соглашение отеля Плаза», вследствие которого курс йены был ревальвирован почти в 2 раза. «Японское чудо» было свернуто, конкурент устранен. Спустя четверть века японцы вынуждены вновь девальвировать национальную валюту, чтобы вывести страну из долговременной стагнации.

В-седьмых, от макроэкономической политики последних лет выиграли не только экспортеры сырья, банкиры и олигархи. Выиграли и простые люди, так как их доходы выросли, догоняя инфляцию не только в рублях, но и в долларах...

Однако все это видимое благополучие существует благодаря высоким ценам на экспортные товары, поэтому может рухнуть в  один момент, что, кстати, показал кризис 2008/09 г.

С другой стороны, значительная доля доходов населения уходит опять-таки за рубеж (покупка импортных товаров, приобретение недвижимости за границей, утечка капитала). В общей структуре выручки нашей долларизованной экономики доля доходов населения вряд ли превышает 25%. Как это ни парадоксально звучит, но фактическое повышение жизненного уровня населения за последние годы — результат не столько роста национальной экономики и ее эффективности, сколько ревальвации рубля. И эта данность не могла не отразиться на внутриполитической ситуации в России, поскольку создалось огромное противоречие между интересами национальных потребителей и товаропроизводителей... Увы, при неизменности экономического курса противоречие между потребителями и товаропроизводителями будет и дальше нарастать, следствием чего явится усиление внутриполитического напряжения.

Что же делать в сложившейся ситуации для перевода нашей экономики с матрицы гипертрофированного сырьевого развития на матрицу сбалансированного и устойчивого экономического роста? В мире еще никто не придумал иного стимула, кроме стимулирования спроса. Но применительно к нашей парадоксальной экономической ситуации речь идет не столько о стимулировании спроса со стороны населения, бизнеса и государства, сколько о переориентации его на товары и услуги отечественного происхождения за счет импортозамещения.

Для создания комфортной экономической среды для российского бизнеса административные факторы (таможенные пошлины, тарифы, квоты и т. д.) в условиях ВТО применять невозможно, экономические (повышение эффективности производства, увеличение производительности труда) требуют времени и денег, институциональные (улучшение инвестиционного климата) малоэффективны, если вообще не бесполезны в сложившейся ситуации. Поэтому единственным доступным и эффективным способом переориентации спроса с внешнего на внутренний рынок является девальвация рубля.

Однако ни в коем случае нельзя ограничиться только удешевлением национальной валюты, поскольку можно получить непредсказуемый рост инфляции, повышение цен, резкое снижение доходов и уровня жизни людей, как это произошло в 1998 г. во время дефолта. Эти негативные последствия можно и нужно в значительной степени ослабить, если нет возможности избежать их вообще.

Во-первых, удешевление рубля необходимо сопроводить комплексом административных и экономических мер по контролю за ценами на товары и услуги (как оптовыми, так и розничными), широко применяемых в практике развитых стран. Ибо такой распущенности в ценообразовании, как в России, нет ни в одной стране. Надо прямо признать, что никаких экономических причин для инфляции и роста цен в нашей стране нет. Наоборот, есть банальное, наглое повышение цен товаропроизводителей и посредников в погоне за сверхдоходами и прибылями...  Драма, которую переживает сегодня мясная отрасль сельского хозяйства вследствие снижения закупочных цен на 30-40% (действие фактора вступления в ВТО), нисколько не отразилась на стоимости мяса и мясных продуктов в торговле,  которая получает сверхприбыли, пользуясь своим монопольным правом.

Если оптимизировать в нашей экономике издержки на посреднические услуги, администрирование и управление, обеспечение безопасности бизнеса, размер арендных платежей на недвижимость и землю, стоимость услуг многочисленных контролирующих и разрешительных организаций, платежи кредиторам, затраты на доступ к инфраструктуре, а также ограничить потолок уровня рентабельности для всех хозяйствующих субъектов на внутреннем рынке хотя бы 25%, можно добиться снижения стоимости на товары и услуги в целом на 30-40%...

Во-вторых, ставка рефинансирования ЦБ не должна превышать  0,5-1% в год, а в коммерческих банках кредиты следует выдавать не более чем под 3-5% годовых. В связи со снижением реальной внутренней инфляции (а возможно даже дефляцией) нужно пересмотреть ставки по всем ранее выданным коммерческим кредитам (до 3-5%), включая ипотечные, а предоставленные в валюте - перевести в рублевые по курсу на момент выдачи кредита. При этом действующие меры со стороны государства по субсидированию процентной ставки для отдельных отраслей и хозяйствующих субъектов необходимо отменить, а сэкономленные несколько сотен миллиардов бюджетных средств направить на временное поддержание ставки по депозитным вкладам денежных средств населения.

Нет смысла объяснять, к какому мощному оживлению экономической жизни в стране приведет долгожданное наведение элементарного порядка в финансовой сфере...

В-третьих, государство должно стать мощным драйвером в стимулировании экономического роста и внутреннего спроса за счет активного направления средств на развитие инфраструктуры, прежде всего автомобильных дорог. При этом следует установить контроль за ценообразованием в дорожном строительстве. Так, стоимость четырехполосной дороги, соответствующей всем современным стандартам, не должна превышать 3-4 млн долл. за 1 км. До 2020 г. можно реально построить не менее 50 тыс. км современных автобанов, соединив ими не только областные центры, но и большинство районных. Источником финансирования дорожного строительства могли бы стать целевые инфраструктурные займы Центрального банка регионам РФ, которые окупились бы в течение 10-12 лет ежегодным ростом ВВП на 4-6% только за счет качественных дорог.

Вторым направлением экономического роста, стимулируемого государством, должна стать поддержка индивидуального жилищного строительства и сопутствующей инфраструктуры. За счет умело выстроенной системы взаимодействия и партнерства между государством, регионами, застройщиками и банками вполне возможно ежегодный объем индивидуального строительства жилья по стране довести до 1 млн усадебных  домов, или 130-150 млн кв.м. в год. Поддержав только эти два направления, мы создадим мощный мультипликационный эффект экономического роста во всех отраслях на ближайшие 10-15 лет...

В-четвертых, любые действия по стимулированию экономического роста обречены на провал, если на рынке труда нет квалифицированных кадров, что в настоящее время становится главным сдерживающим фактором развития российской экономики. В стране необходимо в срочном порядке провести реформу профессионального образования, максимально адаптировав его к потребностям экономики. Для этого надо сбалансировать интересы государства, работодателей, учебных заведений и учащихся».

Е.И. САВЧЕНКО, губернатор Белгородской области.

Журнал «Наш современник», 2013, № 7

P.S. Несмотря на то, что Е.И. Савченко толковый губернатор и даже не последний член «Единой России», сомнительно, что правящий режим готов на серьезные изменения в социально-экономическом курсе страны. 

 

 

Комментарии

Реклама

баннер 1

каталог организаций